Как вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за коронавируса?

Как вернуть деньги при отмене туристической поездки из-за коронавируса?

 Расторгнуть соглашение с туристическим оператором можно при возникновении препятствий к отдыху. Основанием отказа от путешествия служат нормативные акты и официальные рекомендации государственных органов.

Статья 14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» возлагает на туристические фирмы обязанность по обеспечению безопасности путешественников. Об угрозах в отдельных странах или регионах операторов информируют органы исполнительной власти.

Пандемия относится к таким обстоятельствам. О высоком риске заражения covid-19 сообщается на официальном сайте Роспотребнадзора. Ведомство просит воздержаться от поездок в десятки государств.

Официальные уведомления об опасности в компании рассылает Ростуризм. Обязанность возложена на госструктуру правительственным постановлением № 901 от 31.12.2004 года. Подтверждение такой информации публикуют на сайте федерального агентства.

Еще большее количество стран приостановили авиасообщение с другими государствами и закрыли сухопутные границы.

Официальное закрепление запретов и ограничений позволяет россиянам потребовать компенсацию. Возврат путевки туроператору из-за коронавируса проводится со ссылкой на постановление Правительства РФ № 898-р от 04.04.2020 года. Источником выплат становится фонд персональной ответственности участников рынка. Под действие документа попадают путешествия, которые планировались на период чрезвычайной ситуации, карантина, режима повышенной готовности. Возврату подлежит 100% оплаченной суммы. О верности такой позиции заявлялось еще в обзоре Верховного суда РФ № 4 от 2019 года.

Постановлением Правительства РФ № 909-р на возмещение затрат туристических операторов из бюджета выделено 3,5 миллиарда рублей. Как вернуть деньги за путевку, пояснили в Госдуме РФ. Общие рекомендации разместили на сайте нижней палаты парламента в середине марта 2020 года. Депутаты советуют следовать базовому алгоритму:

  1. Заявление. Требовать возмещения стоимости путешествия нужно в письменном виде. В документе подробно излагаются причины, воспрепятствовавшие отдыху. В частности, таковыми станут ссылки на нормативные акты РФ и иностранного государства. Обращение составляется в двух экземплярах, один из которых вручается под подпись представителю туроператора. В заявлении обязательно должны присутствовать банковские реквизиты.
  2. Ожидание. Рассматривать требование о возврате денежных средств законодатель разрешает не более 10 дней. Если претензии были проигнорированы, можно сделать вывод об уклонении обслуживающей организации от выполнения законодательных предписаний.
  3. Суд. Пренебрежение правилами возмещения средств за неорганизованную поездку является основанием предъявления иска. Несостоявшийся турист вправе включить в состав требований не только стоимость путевки, но также компенсацию морального вреда и потребительский штраф (50% взысканных судом сумм). Пошлина по таким спорам не взимается. Исключения составляют процессы с ценой иска свыше 1 млн. рублей.

Кроме того, пожаловаться на недобросовестность туристической фирмы граждане могут в Роспотребнадзор. Однако такое обращение не приостановит течения срока исковой давности.

Настаивать на возмещении морального вреда и потребительских штрафах граждане могут лишь при уклонении компании от возврата денег. В остальных случаях компенсируется только стоимость путевки.

Несколько сложнее будет вернуть средства, перечисленные гостиницам и перевозчикам самостоятельно. Если поездка организовывалась без привлечения посредников, рассылать требования придется каждому исполнителю. Основанием станет ст. 451 Гражданского кодекса РФ. Угроза заражения может считаться существенным изменением обстоятельств.

При этом потребуется учесть правила возмещения стоимости услуг при досрочном отказе от них. Напомним, что авиакомпании выплачивают деньги в полном объеме только при официальной отмене рейса. Сервисные сборы онлайн-агрегаторов не компенсируют.

По аналогичной схеме действуют ОАО «РЖД» и АО «ТКС». Сдать билеты с возвратом 100% стоимости можно по закрытым направлениям. В связи с пандемией пассажирам компенсируется даже цена невозвратных перевозочных документов. Внутрироссийские рейсы под это правило не попадают.

Актуальную информацию на день разбирательства с оператором, перевозчиком или гостиницей можно получить на сайтах Ростуризма, Минтранса, Роспотребнадзора РФ.