Приборы учета коммунальных услуг
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» собственники квартир и жилых домов обязаны установить приборы учета энергетических ресурсов и воды.
Согласно требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее — Правила № 354), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием приборов учета.
K использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение помещения приборами учета, ввод их в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена обеспечиваются собственником помещения. Собственники, не исполнившие обязанность по оснащению домов приборами учета, должны обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. Полномочиями по приему платежей в оплату таких расходов, как правило, наделяются управляющие организации.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Исполнитель обязан проводить проверки состояния приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений об их показаниях. Такие проверки исполнитель должен проводить не реже одного раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще одного раза в 3 месяца.
Если потребитель не представляет показания приборов учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока обязан провести проверку и снять показания прибора учета.
Обращения потребителей по вопросам, связанным с установкой, заменой, вводом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета энергоресурсов и воды, расчетом размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, подлежат рассмотрению в рамках жилищного законодательства.
На территории Ленинградской области органом государственного жилищного надзора является Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (г. Санкт – Петербург, Суворовский проспект, д. 67), в адрес которой потребители могут обратиться по данным вопросам.
Приостановление или ограничение
предоставления коммунальных услуг
Случаи приостановления или ограничения предоставления коммунальной услуги регулируются разделом ХI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах от 06.05.2011 № 354.
При ограничении коммунальной услуги жители продолжают эту услугу получать — но в меньшем объеме.
При приостановлении коммунальной услуги ресурс перестает поступать полностью.
Исполнитель может временно отключать (или снижать подачу) ресурса без предупреждения в следующих случаях:
- Авария (или угроза аварии) на сетях, по которым передается вода, тепло, электричество и т. д.
- Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации (и возникшая необходимость устранить их последствия).
- Несанкционированное подключение к сетям. При этом остановить подачу ресурса имеют право ровно с того момента, как обнаружат такое нарушение.
- Использование жильцами бытовых машин, мощность которых превышает максимально допустимую для внутридомовых сетей.
- Предписание об ограничении или приостановлении услуги.
Данное предписание выдает государственный орган, который контролирует состояние внутридомовых инженерных систем. Если должностное лицо государственного контролирующего органа обнаружит, что сети в аварийном состоянии, коммунальные службы будут обязаны их отключить.
Однако есть ситуации, при которых исполнитель уведомляет потребителя об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги:
- плановое отключение (и тогда предупреждать о нем жителей дома нужно минимум за 10 дней);
- неоплата жильцами квартиры (или оплата не в полном объеме) за жилищно-коммунальные услуги. В этом случае исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Неполная оплата — это когда у потребителя имеется задолженность по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу.
Расходы, связанные с введением ограничения, приостановления и возобновлением предоставления коммунальной услуги подлежат возмещению за счет потребителя, в отношении которого осуществляются такие действия.
Зам.начальника Территориального отдела Управления
Роспотребнадзора по Ленинградской области
в Кингисеппском, Волосовском, Сланцевском районах Л.В.Авдеева